Вверх

Как правильно принять сотрудника на работу или рабочий табель (Продолжение)

Нагрузка общением. Тоже мой авторский приём. Я опробовал этот способ в студии, когда работал там руководителем. Нарушая все каноны психологии скажу так, что у каждого человека есть доля своего внутреннего мира на общение с другими людьми. А индустрия красоты, это бизнес, построенный на общении.

Клиент приходит в салон не за общением, конечно, а, в большей степени, за вниманием. И реально работает и зарабатывает больше именно тот сотрудник, который умеет общаться с людьми. Но он хочет этого общения, ему нравится. В последнее время к нам приходят сотрудник, которые изначально не разговорчивы. Всё в себе, одним словом, аутисты.

Замечали такие сцены, как в кафе, уткнувшись в телефоны, сидят напротив мальчик и девочка. Вместо того, чтобы обниматься и целоваться, они сидят и обнимаются через телефон. И такие к нам приходят на работу. Меня это как руководителя–работодателя бесит.

Пример из жизни. Приходит парикмахер. Во время собеседования мне что-то не понравилось в общении. Чувствовался какой-то зажим. И я решил провести эксперимент. Я подговорил косметолога, «проверенного в боях» и такого же администратора, загрузить его общением с задачей «он не может побыть один». С ним всё время кто-то должен разговаривать. Он идёт на работу, а к нему пристраиваются двое и спрашивают: « Как дела, как. что?». На работе либо я с ним говорю, либо сотрудники. Он на протяжении трёх дней общался то с клиентами или с нами.

На четвёртый день он приходит в комнату отдыха, попить чайку. К нему подсаживаются мои единомышленники с вопросом: «Как прошёл день?». Он вскакивает, бросает кружку и орёт: «Отстаньте от меня все!». Мы с ним расстались. Расставаясь, он нам пожаловался, что в салоне все клиентки сволочные. Мы были удивлены его реакцией, так как за три дня у него были всего три женщины.

Моя мысль и мой совет. Если у вас в салоне стоят камеры видеонаблюдения, то посмотрите за парикмахером, когда он моет голову клиенту. Обратите внимание на выражение лица парикмахера. Если его лицо излучает злость, недовольство и пренебрежение, то надо расставаться с таким мастером.

Попробуйте мой вариант загрузки общением сотрудника на испытательном сроке. Ни мне вам говорить, что мешки с углём легче ворочать, чем говорить или слушать. Это тяжело, весь мозг настроен на этот процесс. А иначе денег не будет.

Сейчас много провожу тренингов с аудитом в салонах красоты. Сколько раз я видел специалистов и сотрудников с диагнозом: «Руки золотые – язык чугунный». Суперспециалист – работает хорошо, но зарабатывает мало. Причина в том, что специалист аутичен. Процедуры и услуги делает молча. И клиенты, несмотря на то, что всё хорошо, уходят. Так как нет контакта, внимания. И клиент на это реагирует уходом.

D-8AZYdcP-U.jpg
Наставничество. Это интересная тема: Я предлагаю два варианта. А) наставник-коллега из этого же подразделения. В индустрии красоты существует надуманная проблема – новичка воспринимают как конкурента и начинают съедать. Приходит молодой человек – какой он тебе конкурент? У тебя стаж 15 лет – у него никакого опыта. Принцип: «Он пришёл – я этого не хочу». Я пытаюсь это нивелировать.

Я могу за каждым новичком закрепить опытного, уже проработавшего у меня сотрудника. Опытный парикмахер становится наставником молодого сотрудника. Сразу предупреждаю, что это должно основываться на требованиях корпоративной этики и культуры с привязкой к денежному вознаграждению. Например, от 0,5% до 5 % от выручки новичка получит наставник. Это может продолжаться месяц, два, а может и больше. Идея понятна? Ты наставник передавай ему свой опыт, адаптируй его к жизни в коллективе. Можешь отдать ему нескольких клиентов.

Б) Второй вариант: наставник из другого подразделения. У парикмахера наставник косметолог, у ногтевика – парикмахер. Я, с одной стороны, ухожу от профессионального наставничества, так как парикмахер не научится азам мастерства у косметолога. Зато я включаю механизм по переадресации клиента. Финансовая составляющая та же. Поэтому косметологу наставнику сам бог велел переадресовывать своих клиентов на стрижку к своему подопечному.

Мне задали вопрос: «А можно сделать двух наставников для одного новичка? Один по профессии. Второй - из другого подразделения». Теоретически можно. Но нужно будет разобраться с вознаграждением наставников. Но если вы спросите меня, нужно ли за каждым новичком закреплять наставника, то я буду настаивать, что нужно. На сегодняшний момент многие новички брошены на произвол. Поэтому у нас и существуют проблемы с удержанием персонала. Подумайте о наставничестве.

Провокация. Это следующий приём. Сразу скажу, что я против. Что такое провокация? Говоря простым языком - «проверка на вшивость». Я почему против этого приёма? Налицо нарушение библейских заветов. Точнее сказать, одного из них – не провоцируй человека. Человек ещё ни в чём не провинился, а ты его подставляешь.

Например, желая проверить нового сотрудника на склонность к воровству, вы подговариваете администратора вечером подойти к новичку вечером (когда вас нет), и предложить не проводить по кассе последних клиентов. Деньги делим. Это я вам рассказываю конкретный сценарий моей ученицы.

Когда мне это поведала, то я был сильно удивлён её методами. Она сказала, что это очень эффективная проверка. Я сейчас поставил себя на место новичка парикмахера. Подходит ко мне старый сотрудник, предлагает махинацию и говорит: «Не бойся, у нас так все делают». Мне что делать? Когда я спросил этой владелицы: «А как оценивать её действия?» Она ответила жёстко: «Если не «застучит» администратора – расстанемся!».

Одним словом, положительный исход этой ситуации будет состоять в том, что помимо того, что человек откажется от неприятной сделки, он ещё должен и донести на администратора. Не все этот приём проверки пройдут. Некоторые не будут участвовать в этом эксперименте, но и «стучать» не будут.

Ещё пример, приблизительно из этой же серии. Оставляют помеченные деньги на видном месте, сейф не закроют, украшения оставят на столе в комнате отдыха. Много провокационных приёмов. Ладно, если бы я хотел бы поймать «вороватого» сотрудника «за руку»? Это отдельный разговор. Но здесь сотрудник ни в чём не виноват. Мне это очень не нравится. Но! У меня есть несколько учениц, владельцев бизнеса, которые в обязательном порядке проводят «проверку на вшивость» при испытательном сроке.

3N9i254rHZE.jpg
Секретный покупатель. За время испытательного срока к каждому кандидату на должность минимум два раза должен подойти «секретный покупатель». Это моя позиция. «Секретный покупатель», по итогам визита, должен вам предоставить отчёт, как проходило обслуживание. «Высший класс» записать данный разговор на диктофон. Это небольшая проблема. Красивая дамская сумочка, а в ней диктофон. Чувствительность современных диктофонов достаточно высока.

У вас два варианта: либо вы не предупреждаете кандидата, либо в лоб говорите, что будет проверка «секретный покупатель». Если вы спросите - какой из них больше мне больше нравится, то я отвечу, что первый – не предупреждать. Но если отчёт «секретного покупателя» выявит серьёзные недостатки, то я объявлю новичку, что была проверка и имеют место такие-то нарушения.

Мне нравится такая методика. «Секретный покупатель» приходит к вам в салон и никто не знает, что он таким является. Потом, если вы после отчёта находите нарушения, то собираете собрание и говорите, что были такие-то нарушения. И с настоящего времени операция «секретный покупатель» будет проходить с регулярной периодичностью.

А потом никто не ходит, а вы всё время говорите, что ходят. Понятно, что в качестве «секретного покупателя» должен быть человек, которого вам знаком, но о нём не знают ваши сотрудники. Он должен хоть немного, но разбираться в работе предприятия индустрии красоты. Тогда оценка деятельности ваших сотрудников будет являться профессиональной.

Есть много компаний, которые представляют таких «секретных покупателей». Чаще всего «секретными покупателями» являются студентки. Это не всегда удобно, так как эмоциональная оценка студентки намного отличается, от эмоциональной оценки дамы 35-40 лет.

Я уже давно предлагал идею дружить руководителям салонов красоты по месту жительства. В одном городе находится ни один салон. Находятся они в разных концах города, что говорит почти о нулевой конкуренции. Поэтому вы сами можете выступить в качестве «секретного покупателя». Я к вам схожу, вы ко мне. Это же хорошо. Обучение в реальной ситуации. Считаю, что методика «секретный покупатель» должна быть использована не только в период испытательного срока.

Последний метод – американский. Что это такое? Начиная с испытательного срока, сотруднику пишут план жизни на 10 лет. Я склоняюсь со временем, что это хорошая идея. Объясняю. Тебе говорят, что испытательный срок у тебя будет длиться два месяца. Потом ты становишься молодым специалистом. Срок жизни молодого специалиста делится на несколько этапов.

1-2 года работы – первый этап, 2-4 года – второй этап, 4-7 год – третий этап, 7-10 год – четвёртый этап, а ещё этап - больше 10 лет работы сотрудником в нашей компании – эта 4А. И тебе на каждом этапе жизни в салоне руководитель рисует жизненные блага, выгоды, цели и задачи. 1-2 год работы рост заработной платы с 20% до 30% и выход на месячный доход 50 000 рублей. Начиная со второго года, ты берёшь себе автомобиль в кредит, а твой личный доход возрастает до 100 000 рублей в месяц. С 4 по 7 год работы ты берёшь себе ипотеку, а твой личный доход возрастает до 150 000 рублей. На четвёртом этапе ты выплачиваешь все кредиты. Зарабатываешь в районе 200 000 рублей. Из них 50 000 рублей откладываешь на пенсию. А этап 4А – это уже счастье.

Ещё раз! Я не настаиваю на этих цифрах и на этих суммах. Идея в чём? Ты должен показать человеку его жизнь в профессии на долгие годы. Желательно, чтобы цифры были конкретными. Есть такая методика – метод Дойче. Она заключается в том, что если хочешь добиться чего-то в жизни – напиши на бумаге цель.

Хочу заработать денег - напиши сколько. Хочешь купить автомобиль -напиши какой марки. Хочешь купить квартиру - напиши сколько комнат. Просто нарисуй план будущего жилья. По сути, тоже самое, что наша схема поэтапного десятилетнего плана профессионального роста.

Эта схема работает очень хорошо. Сотрудник видит к чему он идёт с вашей помощью. Необходимо, чтобы он в этот план своей рукой дописал своё пожелание. Шубу, например. Но если он напишет своё желание, то пусть уточнит к какому времени оно должно осуществиться. Вперёд! И я хочу, чтобы ты купил себе запланированную вещь. Мы будем идти к ней вместе.

Я сейчас провёл эксперимент с автомобилями. Очень хорошо работает. В одном городе, где я проводил тренинг, работает очень хороший косметолог, который давно хочет купить автомобиль. «Какой?» - я спрашиваю. ««КИА». Модель такая. Стоимость - 900 тысяч рублей. Триста тысяч плачу сразу наличными, на 600 тысяч рублей оформляю кредит» - отвечает почти счастливая женщина.

Я спрашиваю: «Ты мечтала о «КИА»?». «Нет, я мечтала о «БМВх3»» - сказала косметолог. Захожу на сайт компании по продаже данного автомобиля и задаю ей чисто женский автомобильный вопрос: «Какого цвета, вишнёвый, а салон светло-бежевый?». Мощность, привод, какой бензин у машины - её не интересует. Он стоит 1500000 рублей. Мечта? Мечта! Бери!

Хочу, но как? – Сколько тебе лет? – 38. - Ты когда собралась покупать себе «БМВ», в 60 лет? Но в 60 лет у тебя могут быть совсем другие мотивы. – Но у меня на сегодняшний момент заработная плата 55 тысяч рублей, а по кредиту надо будет платить 33 тысячи рублей. - И что получилось?

Я её уговорил покупать «БМВ» и зарплата за три месяца увеличилась до 85 тысячи рублей. Организм поставлен в безвыходную ситуацию. Он должен пахать. Мечта! Вот она, стоит за окном, только каждый месяц за мечту надо отдать 33 тысячи рублей.

Американские работодатели этот приём дополняют ещё вот чем: «Много желающих пройти этот путь. Ты знай, что вокруг этого здания ходят 1000 бездомных и безработных. И все они хотят занять твоё место».

А вот что дальше говорит американский работодатель своим сотрудникам и как вызывает на провокацию для личностного роста и другие методы контроля сотрудника на испытательном сроке вы узнаете в следующей рассылке. Или посмотрев видеодиск «Как решить кадровый вопрос».

Фото: