Вверх

От зарплаты до зарплаты

- Ты уже устроился?
- Нет, ещё работаю.
Анекдот в тему

В этой заметке речь пойдёт о перспективах развития Вашего бизнеса с точки зрения самой щепетильной темы взаимоотношений «начальник – подчинённый» заработной платы сотрудников предприятий индустрии красоты.

081.jpg
Первое что необходимо создать – это «Положение о заработной плате». Канонически этот документ состоит из пяти разделов:

Первый раздел – общие положения; нормативные документы по оплате труда, взаимосвязь оплаты с результатами работы, принципы оценки труда;

Второй раздел - все условия основной оплаты (тарифные ставки, коэффициенты, оклады и прочее;

Третий раздел – установленные надбавки и выплаты.

Теперь подробнее. Часто задают вопрос: «Максим Юрьевич, а какие у нас надбавки и премии?». Расскажу один запоминающийся момент, который произошёл у меня на тренинге. Один парикмахер задал неожиданный вопрос: «А Вы в курсе, что нам должны платить надбавку за вредные условия труда?». Я ответил вопросом на вопрос: «С какой стати?». Он начал причитать: «А у нас лакокрасочное производство. Мы дышим. Каждый день. Страдаем…». Ну просто – бедолага.

Я немножко опешил, потом поднял регламентирующие документы и пришёл к выводу, что согласно действующего законодательства о вредных условиях труда и вредных предприятиях, мы не должны платить парикмахерам и новоявленным стилистам за работу с лакокрасочными материалами. Правила не менялись, если не соврать, с 1986 года. Но в заявлении парикмахера на тренинге, маленькая правда, конечно, есть. Другое дело – если мы и в самом деле надышались парами красок и лаков, то это говорит больше о твоём непрофессионализме – не так смешивала, не те пропорции.

Спартак Каюмов любит шутить над ногтевиками, которые долго работали на акриле: «Если долго работать с акрилом, дышать им, то с мозгом человека происходят необратимые процессы». Я и вправду замечал, проводя лекции, семинары и тренинги со специалистами, долго работающими с акрилом, что атмосфера или, если хотите, аура в группе отличается от мероприятий с другими специалистами индустрии красоты. Она специфична.

11.jpg
Также, в третий раздел я предлагаю Вам включить сверхурочные часы. Прежде всего, это касается администраторов. Мы об этом отдельно поговорим. На вопрос о том, можно ли включить в раздел надбавки и выплаты за работу в праздничные дни – отвечаю категорически «НЕТ». Почему? Особенностью работы красивого бизнеса является то, что нам этим приходится заниматься 365 дней в сутки. Поэтому не надо это даже оговаривать. Решение одно – в праздник работаем как и в обычные дни. Это надо сказать сразу и всем.

Четвёртый раздел - условия премирования (за основные результаты деятельности, единовременно, по итогам работы за период).

Все виды премии заносятся сюда, какие премии, за что премии, кто получает, почему не получают.

Пятый раздел - условия оплаты отдельных категорий работников (временных и прочих).

Здесь могут быть описаны ассистенты, помощники администраторов и временные сотрудники, которых я могу использовать. Я категорически настаиваю на том, что Вы должны создать этот документ, иначе – каждый раз, у нас с сотрудниками будет возникать один и тот же разговор на тему: «Вы меня об этом не предупреждали. Когда я устраивалась на работу, Вы мне этого не говорили». Говорил. Вот оно написано на бумаге, я тебе всё это показал. Вот твоя роспись!

Виды систем оплаты труда
1. Повременная – эта заработная плата начисляется, согласно заранее установленной расценке, за единицу отработанного времени. А теперь я расскажу какие бывают виды повременной оплаты труда.

Принципиально существуют два вида – Простая. Она бывает трёх вариантов: а) почасовая, б) посменная, в) поденная. С одной стороны всё просто: один час твоей работы стоит, например, 100 рублей. Но в индустрии красоты простую повременную систему оплаты труда применять, конечно же можно, но только в той ситуации, когда сотрудник должен находиться на рабочем месте, при этом его загрузка не очевидна, и сам он свои услуги не продаёт. Сочетание всех этих трёх условий практически не встречается. Я объясню.

Условно Вы говорите парикмахеру – вот тебе почасовая оплата труда – 100 рублей в час. Что получается: 100 рублей – пью чай, 100 рублей - читаю газету – ничего не делаю, 100 рублей - работаю с клиентом. К чему это приведёт? Они начинают договариваться с администраторами, чтобы к ним не записывали.

o_charity_giving_facebook.jpg
Коллеги будете смеяться, но я знаю случаи, когда парикмахер предлагает администратору деньги за то, чтобы к нему не записывали. Откуда это пошло. Помните время, когда Вы только открылись. Потока клиентов нет, как сотрудники будут работать толком никто не знает, что нас ждёт впереди – неизвестно. Вот и появилась повременная оплата труда. Чтобы люди не разбежались.

Мне не нравится простая повременная система. Появилась вторая – повременно- премиальная. Что это такое? Разные тарифные ставки. За час работы и за час простоя. Грубо говоря: один час работы – 100 рублей, час простоя – 20 рублей.

Но помните. В нашей стране у людей сидит непреодолимое желание – не работать. Это желание, к несчастью, не обошло и такое творческое направление, как красивый бизнес. Даже если я скажу, что ты за час работы заработаешь, к слову, 500 рублей, а за час простоя - 100 рублей, всё равно найдутся сотрудники, которые удовлетворятся 100 рублями. Но это же классно – ничего не делаешь, а получаешь 100 рублей просто так!

Поэтому, в бытность, когда я был руководителем клиники, принял решение, что повременную систему оплаты труда не буду применять к постоянным сотрудникам. А вот к волонтёрам, помощникам и другим временщикам легко можно применить данную систему оплаты труда. Почему? Да от них, этих работников, в жизнедеятельности салона ничего не зависит.

pic_ind4.jpg pic_ind3.jpg pic_ind2.jpg pic_ind1.jpg

2. Сдельная система – заработная плата начисляется по заранее установленной расценке за единицу выпускаемой продукции. Грубо говоря, сколько сделал – столько и получил. Какие тут варианты? Первый вариант - прямая сдельная. Что это такое? В прямой сдельной системе мы устанавливаем жёсткую тарифную ставку за конкретное количество услуг, которые ты выполняешь.

Сдельная система, это одна из самых первых систем оплаты труда, появившаяся у человечества. Вроде всё логично, сколько услуг сделал – столько получил. Но! Прямая сдельная система никак не является стимулирующей. Посмотрите: тарифная ставка услуги - 50 рублей, двух услуг – 100 рублей, трёх - 150 рублей и т.д. Скучно, нет интриги. Нет хорошего математического стимулирования.

Тогда появился второй вариант – сдельно-премиальный. А вот это уже интересно. Например: если ты, мой сотрудник с редкой фамилией Иванов, сделаешь от 0 до 10 услуг, то получаешь за каждую 50 рублей, если от 10 до 20 услуг, то за каждую - 54 рубля, если 20 до 30 услуг, то - 58 рублей, от 30 до 40, то за каждую получишь по 62 рубля. Идея понятна?

Но есть ещё один вариант, лучший, на мой взгляд – сдельно-прогрессивный. Лучшая оплата труда с точки зрения математики и логики.

А вот почему я ее так хвалю, но ее редко применяют в салонах красоты, Вы можете узнать у меня лично на курсе повышения квалификации руководителей ПИК под названием«Трамп-менеджмент. Версия 3.0», который состоится 27-28 июня в Москве или просмотрев видеодиск «Это сладкое слово – ЗАРПЛАТА или ребята, давайте жить дружно» с личным бонусом от автора.

Фото: