Вверх

Государственная инспекция труда

Мы продолжаем публикацию статей Руслана Назипова на актуальную тему для руководителей предприятий индустрии красоты о системе безопасности и готовности к встрече представителей проверяющих органов. В настоящее время Руслан Назипов, имеющий немалый опыт практической работы в силовых подразделениях МВД РФ, является известным бизнес-консультантом в области обеспечения комплексной безопасности предприятий индустрии красоты. Он является автором первого специализированного курса по безопасности ПИК и многочисленных статей в журнале "Красивый бизнес".

Вторая часть
Государственная инспекция труда
Государственная инспекция труда (ГИТ) – надзорный орган в сфере соблюдения трудового законодательства. Проверки ГИТ могут быть регулярными и внеплановыми - по обращениям работников. Основной предмет проверок данного органа - это соблюдение требований трудового законодательства, в том числе и наличие пакета определённых документов.

С начала 2017 года законодательно закреплено понятие – микропредприятия - это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 миллионов рублей, а численность работников - не более 15 человек за прошедший год. Если это про Вас – то Вы имеете право отказаться в своей деятельности от принятия локальных нормативных актов. Убедиться в том, что Ваш салон является микропредприятием - можно на сайте ФНС РФ.

er6113290.jpg
Приведу исчерпывающий перечень документов при трудоустройстве необходимых микропредприятию:

- типовой трудовой договор, типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ № 858 от 27.08.2016г. - http://government.ru/docs/24339/ - правила внутреннего трудового распорядка, положения об отпусках, положения об оплате труда и многое другое что ранее регулировалось локальными нормативными актами – всё это теперь входит в типовой договор:

- договор о полной материальной ответственности;

- штатное расписание;

- приказы о приёме/увольнении;

- личные карточки работников - форма Т-2;

- графики отпусков.

Если Ваш салон по вышеприведённым показателям не является микропредприятием, то ниже приведём перечень основных документов, наличие которых обязательно (сразу стоит оговориться, что перечень примерный, ввиду различий правоприменительной практики в разных регионах нашей страны) и осветим минимальные требования к ним:

- правила внутреннего трудового распорядка,

- трудовые договоры,

- приказы о приёме на работу,

- договоры о полной материальной ответственности (индивидуальные и коллективные),

- трудовые книжки,

- книга учёта движения трудовых книжек,

- штатное расписание организации или индивидуального предпринимателя,

- должностные инструкции работников,

- документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (см. ниже),

- графики отпусков,

- графики сменности,

- приказы по личному составу,

- личные карточки работников,

- табели учёта рабочего времени,

- медицинские книжки работников,

- документы по охране труда.

Правила внутреннего трудового распорядка. За несколько лет работы в сфере обеспечения безопасности предприятий индустрии красоты я убедился, что подавляющее большинство владельцев салонов красоты даже не подозревают о необходимости (и важности!!!) данного документа и узнают о необходимости его наличия лишь с приходом инспектора трудовой инспекции.

Между тем правила внутреннего трудового распорядка можно назвать конституцией хозяйствующего субъекта, то есть основополагающим источником локальных норм. Данный документ создаётся работодателем и регламентирует следующие вопросы:

- порядок приёма и увольнения работников;

- основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора,

- режим работы;

- время труда и отдыха;

- применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;

- иные вопросы регулирования трудовых отношений у конкретного работодателя.

Данный документ не должен противоречить действующему трудовому законодательству РФ. При приёме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка.

pic_ind1.jpg pic_ind2.jpg pic_ind3.jpg pic_ind4.jpg

Трудовые договора. Единственным основанием трудовых отношений является трудовой договор. В трудовом договоре необходимо указывать:

- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

- идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделён соответствующими полномочиями;

- место и дата заключения трудового договора.

- место работы, при необходимости место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством;

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- условия труда на рабочем месте;

- условие об обязательном социальном страховании работника;

- иные условия в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Также в договор можно включить дополнительные условия, не ухудшающие положение работника, по сравнению с действующим трудовым законодательством и иными локальными актами. Например,

- об испытательном сроке;

- о неразглашении охраняемой законом тайны (в нашем случае - коммерческой);

- об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счёт средств работодателя;

- и прочее.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

ВАЖНО! Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Приказ о приёме. Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключённого трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу объявляется работнику под роспись в трёхдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

Договоры о полной материальной ответственности (индивидуальные и коллективные) - письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причинённого ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Согласно перечня работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, работники сферы обслуживания, к которым законодатель неизменно относит предприятия индустрии красоты, могут являться стороной такого договора. В подавляющем большинстве салонов красоты администратор является и кассиром, что также даёт право заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

Как на практике заставить работника возместить ущерб?

Для этого необходимо провести ряд мероприятий:

- провести проверку для установления размера причинённого ущерба. Для проведения проверки создается комиссия, с участием соответствующих специалистов. По результатам проверки составляется акт;

- истребовать от работника письменное объяснения для установления причины возникновения ущерба. Данное требования является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

- взыскать с работника сумму ущерба. Сумму, которая не превышает среднего месячного заработка работника, можно взыскать по распоряжению работодателя, в срок не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причинённого ущерба ( составления акта проверки).

Если месячный срок истёк или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причинённого ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причинённого ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинён ущерб работодателю.

194715.jpg
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведёт трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Книга учёта движения трудовых книжек – документ обязательный к ведению. Продаётся в любом магазине бланков.

Штатное расписание организации или индивидуального предпринимателя - локальный нормативный акт, которым оформляется структура, состав и численность работников организации. Также в этом документе указывается размер заработной платы в зависимости от занимаемой должности. Форма и пример заполнения имеются в интернете.

Должностные инструкции работников – документ, который детально регламентирует обязанности и полномочия работника. Работник знакомится с данным документом под подпись и получает копию данного документа.

Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (см. ниже).

Графики отпусков – один из обязательных локальных нормативных актов. Наличие данного документа часто проверяют инспектора трудовой инспекции. Это документ, определяющий порядок предоставления отпусков, составляется за две недели до наступления календарного года.

Приказы по личному составу – приказами по предприятию оформляется приём и увольнение, предоставление отпусков и прочего.

Личные карточки работников – заполняется по форме Т-2, которая также продаётся в любом магазине бланков.

Табели учёта рабочего времени – согласно действующего законодательства, работодатель обязан вести учёт рабочего времени работника. Кроме того, хочется отметить, что данные документы инспектора трудовой инспекции требуют для проверки чуть ли не в первую очередь.

Медицинские книжки работников – из анализа действующего законодательства следует, что работники предприятий индустрии красоты обязаны иметь медицинские книжки. Храниться медицинская книжка должна у работодателя. Теоретически работник может хранить медицинскую книжку у себя, но при визите инспектора Роспотребнадзора и его законном требовании о предоставлении медкнижек на проверку - Вы можете оказаться в затруднительном положении.

Документы по охране труда:- не так давно в одной из статей, посвящённых правовому обеспечению деятельности ПИК была озвучена одна цифра – 50. Именно столько документов необходимо иметь в салоне красоты по охране труда. Все 50 мы записывать не будем. Приведу самый, на мой взгляд, необходимые:

- приказ об организации работы по охране труда в организации,

- положение о распределении функциональных обязанностей по охране труда,

- приказ о назначении специалиста по охране труда.

- должностная инструкция специалиста по охране труда,

- комплект нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации,

- программа проведения вводного инструктажа по охране труда,

- инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда,

- журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда,

- программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте,

- инструкции по охране труда для работников,

- журнал учёта инструкций по охране труда для работников,

- журнал регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте,

- приказ о назначении лиц, под руководством которых проводится стажировка вновь принятых сотрудников,

- список контингентов, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам,

- документация по аттестации рабочих мест.

Список, как уже говорилось, можно продолжать долго. Я отразил лишь самые, на мой взгляд, необходимые документы по охране труда. Практически все требуемые журналы можно купить в любом магазине бланков. Пакет документов можно заказать организациям, которые на этом специализируются или знакомому юристу. Готовый пакет можно предоставить на проверку соответствия действующему законодательству в инспекцию по труду. По моему опыту это возможно.

Кроме того, необходимо наличие удостоверения у лица, назначенного приказом специалистом по охране труда.

ud.jpg

Продолжение следует
А чтобы Вы не скучали до следующего анонса курсов обучения нашей компании предлагаем посетить интернет магазин, где много интересных материалов, а также посмотреть видеолекцию Максима Сергеева на тему, затронутую в блоге: «Действия администратора: 1. При внезапной проверке 2. В начале рабочего дня 3. При утверждении дресс-кода».
Фото: