Вверх

Учетная политика предприятия индустрии красоты

С чего начать?

- У вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два. Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

От наших клиентов я часто получаю вопрос: "Как нам правильно учитывать товар?". Давайте попробуем разобраться.

Для удобства будем считать, что у нас салон красоты с косметологическим услугами. Для начала нужно определиться с тем, что же мы будем учитывать. В основном, в косметологии учитывают три вида товаров:

  • Розничные товары
  • Косметика, используемая при оказании услуг
  • Расходные материалы и одноразовая продукция

Эти три группы мы и объединяем под термином "Номенклатура склада".

rs1820_fotolia_32924468_x_700x466.jpg

Что же такое «склад»?

С одной стороны - это место хранения материальных запасов – просто шкаф или отдельное помещение. С другой - это логически выделенная сущность. Например, объем материалов, выданных в работу конкретному исполнителю или на кабинет.

Давайте рассмотрим три примера организации складского учета:

1. Один склад

Достоинством данного варианта является простота ведения - есть склад, на нем есть группы товаров. Товар поступает и списывается с одного и того же склада. Никаких перемещений, все просто и без излишеств. Правда, присутствует сложность понимания: - что уже выдано в работу, что выставлено на витрину, а что еще лежит "в запасе". Так же к условным недостаткам можно отнести и невозможность учета по отдельным направлениям бизнеса.

2. Несколько одноуровневых складов

Можно выделить свой собственный склад, для каждого из направлений, в которых вы работаете. Например:

  • Склад парикмахерского зала
  • Склад косметологии
  • Склад ногтевого сервиса

Достоинством этой схемы является разделение запасов по различным признакам, что позволяет вести учет не по всем поставляемым в салон материалам и товарам, а по логически понятным объемам запасов. Таким образом, процесс регистрации поступлений разделяется, но сохраняется относительная простота учета, и отсутствует необходимость во внутренней логистике товара. Но невозможность отделить «запас» от выданного «в работу» все еще остается.

3. Иерархия из нескольких складов

При такой схеме выделяется один склад верхнего уровня - "Центральный" и несколько дочерних складов, например, по направлениям бизнеса, как во втором варианте, или по филиалам, если речь идет о сети салонов. Такая схема позволяет четко отслеживать движения товара от поступления на центральный склад, через перевод на дочерние склады и до списания с них.

Это без сомнения даст максимально четкое представление о движениях товарных запасов и контроль над ними. С другой стороны, это сложная схема, требующая соблюдения четких правил логистики товаров внутри организации и специально выделенных для этого работников.

shutterstock_110606108.jpg

Какую же схему выбрать?

Это зависит от особенностей вашего бизнеса. Для небольшого салона, в котором обязанности по ведению учета возложены на администратора, оптимальным будет первый вариант - он позволит упорядочить учет, но не потребует затрат на введение должности заведующего складом.

Для салона среднего размера, с различными направлениями оказания услуг, подойдет вторая схема - ее по-прежнему можно реализовать без отдельного заведующего складом, либо если эти функции будет совмещать старший администратор, бухгалтер или управляющий.

Если же у вас большое предприятие или сеть филиалов, количество позиций номенклатуры измеряется десятком тысяч, закупка товаров производится централизовано, а потом уже происходит распределение по точкам использования, остается только третий вариант, и уже никак не обойтись без полноценного заведующего складом на полную занятость, а то и не одного.

В следующем выпуске я разберу темы "Наименование товара" и  "Правило единого наименования товара"

Учетную политику я читаю на базовом курсе для директоров "Beauty MBA Special"

«Мысли, изложенные в статье реализованы в компьютерной программе управления ПИК "СпецСофт"