Вверх

Управлять предприятием – это просто?/!

Вы стали собственником или наемным руководителем салона красоты, косметологической клиники? Отлично! Прекрасное решение! Управлять предприятием в красивом бизнесе – что может быть интереснее и привлекательнее!

ap.jpg

Наш бизнес – счастливый. Он построен на ненасыщаемых потребностях наших клиентов: невозможно подстричься раз и навсегда, невозможно сделать массаж раз и навсегда. Наше тело, кожа и волосы меняются, и этот процесс остановить невозможно. В этом – огромное преимущество нашего бизнеса перед другими, нам не нужно создавать базовую потребность у потребителя, она уже существует. Поэтому наш бизнес так активно развивается, и шанс сделать предприятие успешным есть у каждого руководителя.

Конечно, если у вас нет базового управленческого образования и управленческой практики, у вас возникает множество вопросов: «Как взаимодействовать с клиентами? Как их привлекать и удерживать? Как взаимодействовать с сотрудниками? Как рассчитать финансовый план? Что нужно контролировать в работе предприятия?».

И даже если у вас есть базовое управленческое образование, у вас сохраняются эти вопросы, т.к. ВУЗы дают нам теорию. И требуются достаточно большие усилия, чтобы преобразовать и адаптировать теорию в практику. Но не нужно пугаться и отчаиваться! Всегда помните, что если один человек чему-то научился, что-то сделал успешно, значит и другой человек (вы – в этом числе!) сможет это повторить.

Итак, начнем разбираться в секретах управленческого мастерства. Все основные вопросы, которые возникают у нас в рамках оперативного управления предприятием, можно объединить в три базовых направления:

  1. Управление персоналом
  2. Управление финансами
  3. Управление маркетингом и системой продаж

И в каждом из этих направлений секрет успеха заключается в том, что нужно знать базовый инструментарий – быстрые работающие инструменты. И понимать, уметь моделировать – как этот инструмент применить на практике. Хорошая новость заключается в том, что для хорошего устойчивого результата в управлении количество базовых инструментов – небольшое, и вполне поддается быстрому изучению и закреплению в практике. Вторая хорошая новость – мы уже переработали для вас этот инструментарий в виде практических моделей.

Например, давайте начнем с вопроса управления персоналом.

Самые «горячие» вопросы, которые постоянно стоят перед руководителем работающего предприятия, это:

  • «Как развивать и мотивировать персонал?»
  • «Что значит – развитие персонала?»
  • «Как управлять «развившимся» сотрудником?»
  • «Я боюсь, что после обучения сотрудники от меня уйдут!»
  • «И почему это может происходить, если происходит?»
  • «И что с этим со всем делать…»

Достаточно противоречивое состояние. Как руководители, мы прекрасно понимаем, что уровень успеха нашего предприятия напрямую зависит от уровня развития его сотрудников, уровня мотивации и уровня потенциала, который каждый сотрудник в себе несет. С другой стороны - мы очень боимся потерять наших сотрудников, в которых вложили столько сил и средств. И в этом состоянии нам нужно сделать выбор, ведь мы прекрасно понимаем: если мы не развиваемся, то, в лучшем случае, – стоим на месте, а в худшем – выходим из игры. Вот здесь нам и нужны управленческие инструменты.

«Один директор говорит другому про обучение сотрудников:

- Вот, никак не могу решиться. Что если мы их обучим, а они от нас уйдут?

Второй директор отвечает:

- Гораздо страшнее, если мы их не обучим, а они останутся!»

Итак, с точки зрения управления, какой инструментарий нам нужно знать?

  • как справиться со страхом руководителя перед уходом сотрудника
  • что такое мотивация
  • как подобрать мотивационный инструмент к конкретному сотруднику
  • как сделать обучение инструментом мотивации

А также нам нужно понимать, как это происходит на практике.

А на практике, нужно отметить, мы очень часто сталкиваемся с другой ситуацией: руководитель старается развивать и мотивировать свой персонал, а вот персонал - сопротивляется. И опять вопрос - почему? И вот здесь нам поможет знание теории.

Оказывается, что очень часто в наших коллективах мы сталкиваемся с вами с проявлениями интересного явления, которое носит название «Эффект Да́ннинга-Крю́гера». Данный эффект является метакогнитивным искажением, который заключается в следующем: люди, имеющие низкий уровень квалификации, часто делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях.

В то же время действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.

yyyyf.jpg

Таким образом, эффект Даннинга-Крюгера является психологическим парадоксом, с которым все мы часто сталкиваемся в жизни: менее компетентные люди считают себя профессионалами (поэтому – зачем им учиться?!!!), а более компетентные склонны сомневаться в себе и своих способностях. Похоже на правду? Как много у нас сотрудников, которые получили базовое обучение и остановились в своем развитии, искренне считая, что больше никакие знания им уже не нужны, они уже знают все.

Что же делать с «всезнайками»? И почему вообще одни любят учиться, а другие – нет? Что с нами происходит, когда мы находимся в процессе обучения?

Понимание процесса научения появляется после знакомства с «Теорией компетентности», выдвинутой и проработанной учеными С.Торп, Дж.Клиффорд в 2004г. Суть этой теории можно выразить словами: «Все, что стоит делать, стоит сначала делать плохо».

Стадии формирования навыка
yyyy.jpg

Давайте разбираться. Согласно этой теории, обучение представляет собой четырехступенчатый процесс, который начинается с уровня неосознанной некомпетентности и постепенно приводит к уровню бессознательной компетентности. Этот процесс универсален. Он одинаково проявляется и в социальной жизни, и в профессиональной деятельности. Рассмотрим содержание каждого уровня.

Первая ступень - неосознанной некомпетентности. На этой ступени человек не только не компетентен в том или ином вопросе, но часто даже не считает его важным и нужным для себя. «Я не знаю о том, что я не знаю» (добавьте сюда эффект Даннинга-Крюгера!).

Так, если вы живете в местности с теплым климатом, и у вас не бывает зимой снега и льда, вы могли не задаваться вопросом – а умею ли я кататься на коньках? Можно сказать, что это стадия счастливого неведения, заблуждения и даже вдохновения. НО! С восхищением наблюдая за катанием профессиональной фигуристки, мы произносим: «Я тоже так могу!», - хватаем коньки под мышку и вылетаем на лед…

Мы приняли «вызов» нашим амбициям!

А здесь нас уже поджидает вторая ступень - осознанная некомпетентность! Или другими словами: «теперь я знаю о том, что я не знаю». Знакомство с личной некомпетентностью… И – твердый лед встречает нас! Разбитые коленки и нос вместо прекрасного гладкого скольжения и красивых фигур. Главная эмоция на этой стадии – стресс. Вспомните, сколько добрых намерений разбивалось вдребезги при встрече с этой ступенью! Слезы, истерика: «у меня никогда не получится!», «это не мое!»…

Пойдем ли мы дальше – зависит от уровня нашего внутреннего «вызова». Посмотрите на схему – мотивация к действию находится между двумя крайними точками, когда мне «страшно» и когда мне «скучно». И на этом этапе нашему сотруднику нужно обязательно помогать, направлять в состояние «потока».

swsr.jpg
Окрыленные поддержкой, получив первые успехи, наполненные новыми знаниями, инструментами, мы с удовольствием взлетаем на третью ступень - осознанной компетентности. Ур-р-р-а! У меня начало получаться! «Я знаю, что я знаю»! Я пробую новые техники – и, о чудо! – они работают! Появляется результат. Оказывается, я могу справиться со льдом и не только ровно по нему прокатиться, но и сделать технически сложные фигуры, и выразить свои эмоции через пластику… Какие эмоции? Удовольствие! Творчество! Сплошной дофамин с серотонином!

И, наконец, мы постепенно приближаемся к четвертой ступени – бессознательной компетентности. Прошли и забылись синяки и шишки, набитые об лед в процессе долгих тренировок. У вас появился свой стиль катания, вам присвоили высокий разряд, ваши успехи признаны. Вы добились всего, о чем мечтали. А что же произошло с вашей компетентностью? Не поверите, но теперь вы ответите: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю». Ваши знания и умения достигли такого высокого уровня, что стали частью вас. Теперь, выполняя те или иные действия, вы уже не нуждаетесь в продумывании каждого последующего шага, т.к. алгоритм действия уже находится в бессознательном. Вы легко оперируете своими знаниями. И … вы стали забывать, как вы этому научились. Как пришел первый успех. Что именно вы сделали в тот момент. Вам начинает казаться, что вы были таким всегда… Так формируется профессионал, а также «звезда» и «звездная болезнь».

И вот именно на этом этапе, уважаемые руководители, к нам приходит ощущение «часа расплаты»: «Ведь я же в него столько вложила! Неблагодарный! Он должен вернуть!».

Таким образом, познакомившись с теорией о процессе обучения и формирования навыков, мы видим, что это целая система тонких настроек и механизмов. Руководителю нужно уметь «включить» нужный уровень «вызова» у конкретного сотрудника в нужный момент. Нужно уметь оказать необходимую поддержку, чтобы сотруднику было не слишком страшно или скучно. Нужно уметь снять «корону», не потеряв сотрудника. При этом нужно уметь удерживать сотрудника в роли и в состоянии подчиненного, чтобы он не ушел от вас. Нужно научить его подчиняться и принимать вас как руководителя. И все это – уже практика.

Уважаемые руководители, в помощь вам я создала авторский курс «Персонал. Финансы. Маркетинг». Уникальность его заключается в том, что он проходит в формате тренажера. Из своей многолетней управленческой и консультационной практики я выбрала самые важные и болезненные вопросы, с которыми сталкиваются руководители в процессе оперативного управления. Нашла причины и ответы – проработала огромный объем теоретического материала. И переложила в смоделированные практические ситуации – совместила теорию с практикой с учетом особенностей нашего красивого бизнеса. Все темы мы прорабатываем в режиме практических заданий и деловых игр.

Я жду вас на этом практическом курсе для руководителей и управляющих, который состоится 28 – 30 марта в Санкт-Петербурге. Разочарование – невозможно!

Узнать подробности программы курса «Персонал. Финансы. Маркетинг».

15 марта, Онлайн лекция -"Что важно знать про подбор персонала".

С уважением, Татьяна Чаусова.